«Пути Господни неисповедимы»
Тектоническая и вулканическая активность, воспринятая Императором Львом lll как знак Божественного гнева, послужила началом Иконоборчества. Последовавшие гонения в Византии в Vll — Vlll веке привели к выселению значительной части образованной элиты общества в периферийные провинции — Тавриду и Сицилию. Изначально, поселение иконопочитателей располагалось в районе мыса Партенион (Партенита, Медведь-горы). Сильный метеоритный поток (МП), описанный в византийской летописи Феофана 755 г., стал причиной образования локальных зон холода, 9-метрового снежного покрова, наводнения, подъема уровня Чёрного моря, который привёл к ослаблению Хазарского Каганата и объединению выживших разноплеменных народов в государство Феодоро со столицей в городе Дорос (Мангуп), возглавляемое Князьями императорского рода Палеологов. Бурное развитие пещерных городов, расположенных на второй гряде Крымских гор на высоте более 600 м над современным уровнем моря, послужило историческим мостом: Феодоро более 400 лет было единственным государством, хранившим православные традиции иконопочитания и передавшим культуру и знания завоёванной Византии. Так, Божьим промыслом, Русь стала третьим Римом — Православным государством иконопочитателей.
- Апостольское пребывание на полуострове
- Дорос — столица крымской Готии
- Истоки иконопочитания и иконоборчества
- История Гурзуфа
- Природная катастрофа 755 года*
- Ледоставы на Чёрном море
- Княжество Феодоро — последний осколок Византии
- Иван III и Софья Палеолог
- Последние годы княжества Дорос
- Мангуп-Кале
- Из Крыма — в Химки-Ховрино
- Симонов монастырь
- Источники:
Апостольское пребывание на полуострове
Раннее апостольское распространение Христианства на Руси начинается с пребывания Андрея Первозванного в Херсонесе Таврическом во времена Нерона. Позднее, четвёртый Папа римский Климент l, рукоположённый в епископы апостолом Петром, был сослан в Херсонес в 98 г н.э. Во время тяжкого труда в инкерманских каменоломнях Святой Климент проповедовал и исцелял людей. Благодаря его служению в Крыму возникает первая на Руси христианская община. За своё подвижничество Климент был утоплен римлянами в море, чтобы не осталось праха его на Земле. Но, чудесным образом, море отступило на 3 стадии (555 м) и братья нашли и похоронили тело мученика.
В IV веке из-за глобального похолодания началось переселение народов. В Тавриду вторгаются племена Готов, которые изгоняют Скифов и создают государство, известное в истории как «Крымская Готия». В то же время император Константин переносит столицу в Константинополь и провозглашает Христианство государственной религией. Херсонес из окраины превращается в важный восточный форпост Римского государства. Его потомок Юстиниан l (482-565г.) проводит прогрессивные законодательные реформы, отстраивает сгоревший храм Софии, и таврические города Алустон (Алушта), Горзувита (Гурзуф), Сугдея (Судак), новую крепость Боспор (Керчь). Во всех городах полуострова возводятся христианские базилики. Новый несравненный облик приобретает старейший христианский храм Иоанна Предтечи в Керчи, основанный по благословению Андрея Первозванного.
Дорос — столица крымской Готии
Времена были неспокойные, и значительная часть бюджета шла на строительство дозорных и опорных крепостей. Одна из таких крепостей Дорос стала через полвека столицей Таврической христианской Готии, в дальнейшем преобразовавшееся, путем слияния мелких феодальных владений, в многонациональное княжество, название которого происходит от имени святого Феодора Стратилата, основавшего династию князей Феодоро. Большинство населения этого государства составляли потомки местного аборигенного населения Тавриды, проживавшего здесь испокон веков.
Истоки иконопочитания и иконоборчества
До III века евангельские смыслы изображались очень завуалированно и символично. Основным изображением Христа был Агнец. Иконопочитание приобретает официальное признание в 692 году.
«Отныне образ агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца; да чрез то созерцая смирение Бога-Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительные смерти, и сим образом совершившогося искупления мира».
82е Правило Пято-Шестого (Трулльского) собора [3].
Предание относит создание первых икон к апостольским временам и связывает их с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»).
Вместе с крещением в 988 году князь Владимир привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь. Но, до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода, хотя как раз в южных городах Руси располагались крупные художественные центры. Об иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров из Византии.
Начало иконоборческому движению положил византийский император Лев III Исавр. Святой Никифор упоминает о вулканических извержениях на двух островах Эгейского моря, которые, были восприняты императором, как знак Божественного гнева, и побудили его к изданию в 730г. эдикта против почитания икон (Niceph. Const. Brev. hist. P. 128-129). Его сын Константин V созвал в 754 г. церковный собор, осудивший иконопочитание как идолопоклонство. Подоплекой этих событий было стремление императорской власти сломить экономическое могущество церкви, лишив её земельных владений и богатств. Имущество и земли монастырей переходили в собственность государства, а сами они упразднялись, монахов силой принуждали вернуться к мирской жизни, иконы и некоторые книги священного содержания уничтожались. Крутые меры властей вынудили иконопочитателей бежать в Сицилию и Южную Италию, в малую Азию и в Таврику. Один из вождей монашеской оппозиции Стефан Новый рекомендовал искать убежище от гонений именно на «северных склонах Евксинского Понта».
В. Г. Васильевский «Стефан Новый».
«Во время церковных смут, по старой, ранее указанной дороге находили себе в Южной Тавриде убежище многие преследуемые недовольные епископы, монахи, пресвитеры и, конечно, другие мирские люди. Не один раз на это указывалось в переписке Федора Студита».
Таврика становится прибежищем для опальных иконопочитателей, гнездом оппозиции против главенствующего среди византийского духовенства направления. Когда на соборе 754 г. епископ готский принял сторону иконоборцев, население области не пошло за ним и потребовало себе другого епископа. Им стал Иоанн, вождь крымской партии иконопочитателей, активно поддерживавший императрицу Ирину. Эта борьба увенчалась победой иконопочитателей на VII Вселенском соборе в 787 году — в том самом году, когда епископ Иоанн, пытавшийся направить гнев местного населения против хазар, сам пал его жертвой.
Согласно «Житию Иоанна Готского», в 754 г. из угождения императору Константину Копрониму он подписал определения иконоборческого собора. Поэтому, православные в Готии, «не принимая участия в новшествах беззаконного собрания», предложили в пастыри Иоанна, уроженца Партенита — города у подножия Аю-Дага. Приблизительно в 780 г. Иоанн в Константинополе беседовал с императрицей Ириной и «говорил всем со свободой и дерзновением о принятии святых икон». В VIII веке на Аю-Даге старанием Иоанна Готского возникает крупный укрепленный монастырь святых Апостолов Петра и Павла. Позднее, Иоанн объединившись с князем Готии, вместе со своим народом выгнал вооруженных хазар из города Дорос и занял горные проходы и южнобережные перевалы. В 785 г. он скончался, и останки его были с почетом переправлены на родину, в Партенит и погребены в монастыре св. Апостолов:
«Монастырь этот преподобный снабдил всяким благолепием зданий и святых сосудов и различных книг и поместил в нем множество монахов» [9].
Догмат иконопочитания подчёркивает, что чествование икон происходит в смысле внешнего знака почтения, а не служения-латрии, «приличествующего одному только Божескому естеству» и относится не к самому изображению и, тем более, не к материалу иконы, а к первообразу, следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу».
Но на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре иконоборцы снова победили, в ознаменование чего был установлен праздник Торжества Православия, который празднуется до сих пор в первое воскресенье Великого Поста, по иронии, запечатлённый на иконе:
Следует отметить, что Римские папы осуждали иконоборчество во все его периоды. Так Святой Григорий II созвал в 727 г. в Риме Собор, подтвердивший почитание икон на основании существования в Ветхом Завете скинии и особенно изображений херувимов. Большая часть Италии готова была идти войной на Константинополь, чтобы посадить на престол другого императора. Папа Григорий III с большой ревностью расписывал храмы и заказывал иконы. Чтобы почтить поруганных святых, он установил в Риме, в капелле св. Петра, общецерковное празднование дня всех святых. Сейчас этот праздник во всем мире известен как Halloween – сокращенное от All Hallow’s Eve, то есть Канун Дня всех святых.
Мы мало знаем об иконоборчестве, потому что их письменные труды были уничтожены, остались лишь ссылки на них в полемических работах иконопочитателей.
История Гурзуфа
Значительный период времени история Гурзуфской крепости и прилегающих к ней земель была связана с княжеством Феодоро. В VIII веке крепость в Гурзуфе была разрушена хазарами. Через двести лет её восстановили, и длительное время она служила резиденцией местных феодалов, подчинивших себе всё население округи. Гурзуф в X-XIII веках поддерживал тесные связи с юго-западным Крымом, где тогда существовала фема (отдаленная провинция) Византии. Населению Гурзуфа, наравне с другими населенными пунктами Таврики, приходилось выплачивать дань сначала печенегам (в XI веке), затем половцам (в XII веке). Письменных источников того времени, где упоминается Гурзуф, очень немного. Так, в 1154 году арабский географ Идриси, посетивший Таврику, упоминает о том, что недалеко от Джалиты (Ялты), находившейся, по его словам, в стране команов (половцев), расположен Гарзунь — цветущий город на берегу моря. С середины XIII века, после разгрома половцев монголо-татарами, Гурзуф, вместе с другими пунктами южнобережья, вошел в состав образовавшегося княжества Феодоро.
Генуэзцы, обосновавшиеся к тому времени в Кафе (Феодосии), стремясь к расширению владений, постепенно укрепили свои позиции на полуострове: в 1357 году они захватили Чембало (Балаклаву), в 1365 году — Судак и Грасуи (Гурзуф).
После захвата Южного берега Крыма генуэзцы приступили к масштабному строительству фортификационных сооружений. Именно к этому времени относится строительство мощных крепостей в Судаке и Балаклаве. Не осталась без внимания генуэзцев и Гурзуфская крепость. Они существенно перестроили ее, значительно усилив оборонительную мощь.
Природная катастрофа 755 года*
Ничто лучше не опишет событие, чем первоисточник:
В лето 6254 от Сотворения Мира (Р. Х. 754) «В сем году на восточной стороне показалась продолговатая комета».
л. м. 6255, Р. Х. 755.
В том же году (начинать год 1 сентября в Византии стали около 462 года) с начала октября месяца сделался великий и жестокий холод не только в нашей земле, но и на востоке, и на севере, и на западе, так что северная часть моря на сто миль (157 км) от берега превратилась в камень на тридцать локтей (около 13-14 м, если считать малый локоть 46,8 см или римский локоть 44,4 см) в глубину и тоже было от Зикхии (Черке́сия) и до Дуная, от Куфиса (Кубань) реки до Днестра и Днепра и до Мертвых врат (Керченский пролив), от всех прочих берегов до Мезимврии (болгарский город Несе́бр) и Мидии (государство на Юго-Востоке Черного моря). Когда снег выпал на столь толстый лед, то толщина его увеличилась еще на двадцать локтей (итого: 22-23,4 м), и море приняло вид суши, и ходили как посуху, по льду из Хазарии, Болгарии и от других приморских народов не только люди, но и дикие звери, и домашние скоты.
В феврале месяце 4-го индиктиона этот лед Божьим велением разделился на куски, подобно горам высоким, которые сильным ветром принесены к Дафнусии и к Иерону, и в тесноте сгустились у города до Пропонтиды и до острова Абидоса, наполнили все море, чему мы сами были очевидцами, всходили на льдину человек тридцать товарищей и там играли. Находились там и дикие звери и домашние скоты уже мертвые. Всякий мог пешком переходить из Софиан в город, от Хрисополиса до святого Маманта и до Галат – и бесрепятственно. Одна льдина выдвинувшаяся ударилась об лестницу Акрополиса и сокрушила ее. Другая, огромнейшая, ударилась об стену, так что за этой стеной и домы потряслись. Эта льдина, которая поднималась выше стен городских, разошлась на трое и таким образом спасла город от Манган до Восфора. Все жители города мужчины и женщины, и дети непрестанно смотрели на это зрелище и возвращались домой с плачем и со слезами в недоумении, что сказать об этом. В том же году в марте месяце видимы были звезды падающие с небес в великом множестве, и все, смотря на это падение их, предполагали скончание настоящего века; при этом были столь великие жары, что пересохли даже источники.
«Хронография» Летопись Феофана Исповедника , изданная в типографии М.Каткова 1884 г. [6].
Судя по описанным в летописи событиям, наша планета столкнулась с сильным метеорным потоком; его типичная структура представлена на рисунке. Сначала в небе стала видна комета, примерно через месяц Земля вошла в рой мелких, но очень быстрых (около 80 — 100 км/с) частиц. В случае пролета такой гиперзвуковой частицы диаметром 1 мм, образуется зона разряжения радиусом 5 см, а длина вакуумного канала будет равна половине диаметра зоны разряжения, умноженного на отношение скорости предмета к скорости звука, и составит не менее 5 метров. Из-за большого количества и высокой плотности, такой поток частиц вполне мог образовать над поверхностью Земли зону локального разряжения и, следовательно, лютого холода! Ещё через 3-4 месяца орбиту нашей планеты пересёк поток более крупных метеоритов, который, наоборот, разогрел атмосферную зону.
Подробный анализ событий, описанных в летописи с точки зрения науки приведён в статье «Метеоритный поток, как причина локального наводнения» [7].
Неизбежно, аномальные холода, 9-12 метровый снежно-ледяной покров и последующее резкое потепление привели к катастрофическому затоплению долин Тавриды. Это заставило всех выживших людей искать убежище в пещерных городах, возвышающихся на 600 м над уровнем современного моря. Следы обширной водной эрозии до сих пор хорошо видны на отрогах второй гряды Крымских гор. А огромные обкатанные водным потоком валуны являются застывшими памятниками разгула водной стихии.
Черноморский бассейн имеет огромную площадь — 2,3 миллиона квадратных километров, а сток всего один — Босфор, и его минимальная ширина всего 700 м. В Босфоре два течения — распреснённое верхнее из Чёрного моря в Мраморное, на юг (скорость 1,5—2 м/с) и солёное нижнее — из Мраморного моря в Чёрное, как было установлено адмиралом Макаровым в 1881—1882 годах (скорость 0,9—1 м/с)[6]. Известно, что до 90% воды, питающей бассейн Чёрного моря, испаряется с его поверхности. В момент ледостава испарение прекращается. Последующее массовое таяние льда неизбежно привело к половодью и затоплению прибрежных районов Черного моря.
Ледоставы на Чёрном море
Геродот одним из первых упоминает, что Босфор Киммерийский (Керченский пролив) и Меотида (Азовское море) часто покрываются достаточно толстым слоем льда, который, ломаясь весной, выносится в Понт (Черное море). Римский поэт Овидий, сосланный в Малую Скифию (Добруджа), пишет, что в период с 7 до 17 г. в течение трех зим Дунай и прибрежные морские воды на значительном протяжении замерзали. О частых ледоставах на Дунае сообщает Нолиан (III в.). Значительное замерзание Черного моря наблюдалось в 401 г. Амиан Марцелин пишет, что почти все море замерзло, весной ледяные поля заполнили Босфор, а из него вышли в Мраморное море и плавали там около месяца. В византийских источниках упоминается о замерзании Босфора в 739 и 753 гг. А в 755 г. лед образовался в Мраморном море и забил пролив Дарданеллы.
О самом интенсивном льдообразовании, в 762 г. (тут скорее всего, речь идёт о событии с кометой, а разночтение возникает в летоисчислении различных авторов), сообщают патриарх Никифор и летописец Кодрин: примерно на 100 миль от суши замерзло Черное море даже в районе Анатолийского побережья. От Месёмврия (Несебыр) по льду можно было дойти до Кавказского берега.
Ледостав в Босфоре отмечался в 928 и 934 гг. В 1011 г. замерз не только Босфор, но и часть Мраморного моря. Тогда же большие холода наступили в Сирии и Египте, лед появился в нижнем течении реки Нил. По свидетельству князя Глеба Святославича, в 1068г. замерзла северная часть Черного моря. Появлялся лед у южных берегов Черного моря и в Босфоре и в 1232, 1621, 1669 и 1755 гг. В 1813 г. Черное море покрылось льдом у северных берегов до южных районов Крыма. Босфор замерзал в 1823, 1849 и 1862 гг. В 1929, 1942 и 1954 гг. лед образовывался почти вдоль всего болгарского побережья, тогда же льды проникали в Босфор. Ледостав в северо-западной части Черного моря и в Азовском море и сильный ледоход на Дунае в 1972 г. явились причиной появления ледяных полей у болгарского берега даже южнее мыса Калиакра. Но продолжительные ветры с суши отнесли их в открытое море.
Первые сведения о необычайно суровой зиме и о том, что Черное море частично замерзало, встречаются в письмах Овидия – поэта античных времен, сосланного в начале 1 века до н. э. в низовья Дуная. Он пишет: «…Уж трижды становился от холода Истр (Дунай), и трижды твердела волна моря». Из других, более поздних сообщений о необычных холодах в Причерноморье узнаем много интересного: -Зимой 400-401 г.г. «…на 20 дней замерзли проливы Босфор и Дарданеллы и большая часть Черного моря. Весной лед горами шел по улицам Константинополя в течение 30 дней».-Чрезвычайно сильной была зима 1233-34 г.г.. Ряд авторов подтверждают, что замерзла северная часть Черного моря. -Зима 1543-44 г.г. была исключительно холодной для многих европейских стран – Германии, Франции, стран Северного Причерноморья. Север Черного моря покрылся льдом. -По сведениям Южно-Русской летописи, и на Руси «снеги великие были и зима тяжкая морозами, от которых премного шведов погинуло», замерзла северная часть Черного моря. -«Великой» называют зиму 1788-89 г.г. В Крыму морозы достигали -25 градусов, в Северном Причерноморье «зима жестокая, морозов преисполненная, из хат вылезали через крыши из-за снегов великих», замерзла северная часть Черного моря. Именно в этоту зиму 6 декабря в трескучий мороз русская армия взяла штурмом крепость Очаков. -Зиму 1953-54 г.г. по праву называют «зимой века». На Южном берегу Крыма морозы держались три месяца подряд, среднемесячная температура февраля была на 10-12 градусов ниже нормы, в Ялте высота снежного покрова в этот период превышала 30 сантиметров. Полностью замерзло Азовское море, через Керченский пролив было открыто устойчивое автомобильное сообщение, замерзла северная часть Черного моря.
Княжество Феодоро — последний осколок Византии
Любое катастрофическое событие легче переносят волевые люди с духовным стержнем внутри. Не случайно это событие потеснило Хазарский Каганат и привело к расцвету христианского государства Феодоро, изначально византийского-готского, но вобравшего в себя весь национальный состав переживших катаклизм народов Тавриды.
Вторая гряда Таврических гор играла роль естественной границы, разделявшей два мира, два хозяйственно-культурных типа — мир кочевников-скотоводов и мир земледельцев горных долин. Крымское княжество Феодоро стало прибежищем для многочисленных православных христиан иконопочитателей, искавших в нём спасения от завоевателей. В частности их значительный приток наблюдался после захвата турками-сельджуками Восточной Византии. В православные монастыри Мангупа – столицы Феодоры, переселялись монахи из горных обителей Каппадокии, разграбленных и уничтоженных врагами. Важную роль в становлении и развитии государства сыграли армяне, бывшие жители города Ани, переселившиеся в Феодоро, после того как их родина была завоёвана турками-сельджуками. Представители страны с высоким уровнем культуры, эти беженцы обогатили княжество своим многовековым опытом в области торговли и ремёсел. С их появлением были открыты многочисленные приходы Армянской православной церкви как в феодоритской, так и в генуэзской части Крыма. Со временем армяне стали составлять основную часть населения Крыма, причём эта картина сохранялась даже после его завоевания Османской империей. Крымское княжество Феодоро славилось своим сельским хозяйством, в особенности виноградарством и производством вина, отправляемого отсюда далеко за пределы государства. Современные исследователи, производившие раскопки в этой части Крыма, свидетельствуют о том, что практически во всех населённых пунктах ими были обнаружены хранилища вина и давильни винограда. Кроме того, феодориты славились как искусные огородники и садоводы. Связи крымского государства с Москвой Интересный факт – княжество Фодоро и его князья имели самые тесные связи с Древней Русью. Известно даже, что именно из горных районов Крыма берут своё начало несколько аристократических фамилий, сыгравших заметную роль в истории нашего государства. Например, боярский род Ховриных произошёл от переехавших в XIV веке из Мангупа в Москву нескольких представителей правящей там династии Гаврасов. В России им на протяжении нескольких веков был доверен контроль над важнейшей областью государственной жизни – финансам В XVI веке от этой фамилии отделились две ветви, представители которых также отмечены в российской истории, – это Третьяковы и Головины. Но наиболее известна у нас мангупская княжна Софья Палеолог, ставшая женой великого князя Московского Ивана III. Таким образом, есть все основания говорить о той роли, которую сыграло княжество Феодоро и его князья в истории России. Прочие международные связи государства Феодоро Кроме Древней Руси был и ещё целый ряд государств, с которыми имело политические и экономические связи княжество Феодоро. История позднего средневековья свидетельствует о его тесных династических связях с большинством правящих домов Восточной Европы. Например, княжна Мария Мангупская – родная сестра феодорского правителя, стала женой господаря Молдавии Стефана Великого, а её сестра обвенчалась с наследником трапезунтского престола. Воспользовавшись смещением законного Византийского Императора, Князь Владимир (внук первой христианской правительницы Руси — Ольги), впервые в истории в 988 году занимает Херсонес, принимает Крещение и заключает династический брак с сестрой Императора Анной Византийской. Тем самым спасая правящую Византийскую династию. А по возвращению в Киев приступил к крещению Русского народа. В начале 11 века Крымский полуостров пережил страшную природную катастрофу 1204 год Константинополь был взят участниками 4го крестового похода. Второй Рим пал. Маленькое крымское княжество Феодоро после падения Константинополя послужило историческим мостом передачи культурных и православных традиций Москве.
Вторжение на полуостров турецких завоевателей Нашёлся противник, против которого княжество Феодоро оказалось бессильным. Это была Османская Турция, полностью захватившая к тому времени Византию и устремившая свои взоры на её прежние колонии. Вторгшись на территорию Крыма, турки без особого труда захватили земли, принадлежавшие генуэзцам, а местных ханов сделали своими вассалами. Очередь была за феодоритами. В 1475 году Мангуп – столица княжества Феодоро, подвергся осаде отборных турецких частей, усиленных к тому же войсками их вассалов, крымских ханов. Во главе этой многотысячной армии стоял Гедик Ахмед-Паша, успевший к тому времени прославиться своими победами на берегах Босфора. Оказавшаяся в плотном кольце врагов, столица горного государства в течение пяти месяцев отражала их натиск. Трагическая развязка В обороне города кроме его жителей принимали участие триста воинов, направленных туда молдавским господарем Стефаном Великим, женатым на мангупской княжне Марии и, таким образом, имевшем в Феодоре родственные связи. Этот отряд молдаван вошёл в историю как «триста спартанцев Крыма». Ему при поддержке местных жителей удалось разгромить элитный османский корпус – полк янычар. Но из-за численного превосходства врага исход дела был предрешён.
В XII веке случилось небывалое: под натиском турков-сельджуков, после погромов крестоносцев и из-за внутренней неразберихи, великая Византия раскололась на четыре независимых государства: Латинскую, Никейскую и Трапезундскую империи и Эпир. Имея большие торговые, культурные и социальные сношения именно с Трапезундом, полуостров оказался в сфере его влияния. Всеобщая неразбериха крушения империи и последующий её передел привел к разладу политической обстановки и в земле Тавров. Бывшие византийские колонии оказываются незащищенными и часть из них подпадает под власть мощного и молодого Генуэзского государства. Вся прибрежная акватория, после вооруженных столкновений, по мирному договору переходит под их власть. Наследникам Константинополя остается в наследие лишь горная часть Крымского полуострова. Эти территории смогли сохранить свою независимость и открытое православное вероисповедание. Молодое государственное образование окончательно зарождается в конце XII века. Внутриполитический кризис Нового Рима продолжался, и наместники государя начали терять реальную власть. Это случилось и в Малой Азии, тоже произошло и в Готии. Расквартированные в Херсоне стратеги, а после архонты, постепенно были ограничены во влиянии на местных феодалов. Последние набирали силу, когда первые её утрачивали. Среди новоявленных князей на первый план вышли мангупские. Это произошло не спонтанно и не силой захвата, этому способствовало ряд событий, которые протекали продолжительное время. Например, ещё до появления феодоритов, мангупские правители имели титул топарха. Княжество Феодоро на стыке интересов. Начало проблем Христианское княжество Феодоро было неудобным как для католиков-генуэзцев, так и для крымских ханов. Однако главным врагом оказались не они. Со стороны Черного моря прибыли орды турок. Земли Крыма им оказались тоже по душе. Османы, окончательно добив Византийскую империю, пришли и на Северное Причерноморье. В течении года им удалось сломить сопротивление итальянцев и местных татар. Последним оплотом христианского государства оставался Мангуп, но и он тоже после пятимесячной осады пал. Христианское население продолжало существовать и после падения своего государства. Территории былого княжества были населены разнообразными народами: греками, готами, потомками алан, армянами. Все они были христианами. Греческие, готские и армянские поселения были житницей Крымского ханства, которое, ввиду вассалитета, вынуждено было платить большой налог Оттоманской Порте. Поскольку именно эти покоренные христианские народы сохраняли славные традиции и высокий навык в деле сельского хозяйства, особенно виноградарства, садоводства и хлебного промысла, были превосходными ремесленниками и активными торговцами, то на их плечи и легло основное бремя сборов. Происходила сильная ассимиляция местных христиан в исламскую культуру. Запрещено было строить церкви и монастыри, производить колокольный звон, иногда даже открыто посещать богослужения. Многие святые были утрачены, а храмы сожжены. На Крымском полуострове была своя Святая Гора – Аю-Даг (её сейчас часто переводят, как Медведь-гора), располагавшая сорока храмами и монастырями. Все они были уничтожены. Повсеместно насаждался мусульманский быт, начиная от языка и кончая вероисповеданием. Помимо всего прочего, существовал и ряд других ограничений, сильно бивших по почти всегда высокому материальному состоянию греков и армян. На «немусульман» были возложены многочисленный дополнительные подати. Существовал даже налог «на право ношения головы». Ввиду таких тяжелых обстоятельств, чтоб сохранить веру, быт, культуру и собственную жизнь, была предпринята попытка ухода христиан из своих давно обжитых земель. И это, с Божией помощью, удалось, когда Екатерина Великая откликнулась на зов помощи (не без государственных, конечно, интересов) со стороны угнетенных православных греков и монофизитов армян, выделив для них значительные средства и военную помощь на достижение поставленной цели. Так, традиции Византии, перекинувшиеся на княжество Феодоро (которое, кстати, немного пережило падение древнего Константинополя), частично сохранились у вышедших народов на территорию Российской Империи. Приазовские греки и донские армяне продолжают существовать и по сей день.
Мария Палеологиня, княжна Мангупская. С XIV века Гаврасы обосновались в Крыму. По существующей легенде, Константин Гаврас был сослан императором из Трапезунда в Тавриду, где создал христианское княжество Феодоро по имени своего предка. Как считает А.А. Васильев, более вероятной следует признать версию, по которой древнее название Дорос Дори было переосмыслено: с присоединением «Тео/Фео» оно стало пониматься как «Дар Божий» и одновременно напоминать о Св. Феодоре. Столицей Феодоро был Мангуп, а вторым крупным городом княжества стало родовое гнездо крымских Гаврасов, крепость Фуна, чьи остатки сохранились у подножия горы Демерджи, недалеко от Алушты (средневекового Алустона). Представители крымской ветви рода установили родственные связи с императорскими династиями Великих Комнинов и Палеологов, аристократическими родами Асанов (цари Болгарии), Душанов (господари Молдавии), Цымблаков, черкесскими княжескими домами. Великий князь Московский Иоанн III сватал за своего старшего сына Ивана Елену — дочь правителя Феодоро Исаака. Сестра последнего владыки Феодоро Александра — Мария, «деспина Молдовлахии», была женой господаря Молдавии Стефана Великого. В 1426 году дочь князя Алексея — Мария Гаврас была выдана замуж за наследника престола Трапезундской империи, ставшего последним ее императором Давидом Великим Комнином (1458-1461). Княжество Феодоро было захвачено турками в 1475 году — просуществовав еще 22 года после падения Византии и 14 лет после падения Трапезунда, оно было последним уцелевшим суверенным владением одного из византийских родов. Представители семьи Гаврасов, эмигрировавшие в Московию в конце XIV века, стали основателями аристократического рода Ховриных, наследственных казначеев Московского княжества — с XVI века их стали называть Головиными. В «Русской генеалогической книге», опубликованной князем П. Долгоруким, упоминается «князь Готии» Степан (Стефан) Васильевич Ховра, который с сыном Григорием выехал из своих владений в Москву в конце XIV века. В Москве он был принят с честью князем Дмитрием Донским или его сыном князем Василием, получил подворье в Кремле, отмеченное на старинных картах города. Позднее Стефан принял монашество под именем Симон, а сын его Григорий Ховра, согласно преданию, играл важную роль в основании в окрестностях Москвы Симонова монастыря. Многие члены семьи заканчивали свой земной путь в монастырях и были признаны святыми Русской Православной Церковью. Сын Владимира Ховрина, Иван Третьяк, стал основателем знатного рода Третьяковых. Четвертый сын – Дмитрий был дипломатом, казначеем и, как свидетельствуют летописи, «большим боярином». Его внучка Дарья Владимировна Головина, жена боярина Никиты Захарьева (Романова), стала бабушкой Михаила Феодоровича – первого царя из династии Романовых. На памятной плите в связи с восстановлением крепости Фуна в 1459 году, спустя шесть лет после падения Константинополя, мы видим двуглавого орла с императорскими коронами. Вероятно, последний владетель Феодоро Александр Гаврас после падения империи счел себя вправе унаследовать ее символику — двуглавого орла с герба последней правящей династии Палеологов, тем более что между Гаврасами и Палеологами существовали родственные связи.
В 1472 году Мангупский князь Константин (впоследствии удалился в Ферапонтов монастырь под именем святого Кассиана Грека, или Кассиана Угличского) сопровождал в Россию свою племянницу Софью Палеолог, которая вступала в брак с великим князем Иваном III.
Иван III и Софья Палеолог
Возможно, именно Константин подал великому князю мысль о преемстве и праве на символ империи. Однако печать с двуглавым орлом стала использоваться только через два десятилетия, что подсказывает другую версию, не связанную непосредственно с женитьбой. В то время значительную роль при дворе играл Дмитрий Владимирович Ховрин, который одновременно заведовал и государственной казной, и важнейшими дипломатическими сношениями. Возможно, идею преемственности подсказал именно он — другой представитель династии Гаврасов, непродолжительное время считавшей себя хранительницей имперского наследия. Несомненно, Ховрины надеялись таким образом побудить владетеля «всея Руси» к освобождению от турок и Крыма, и Царьграда — какое-то время они продолжали идентифицировать себя как «византийцев», поддерживали отношения с родственниками и единоверцами в Османской Порте.
Происхождение князей (или, как они сами себя называли — аутентов) Феодоро до сих пор не выяснено: они могли быть представителями знатного армяно-греческого рода Гаврасов, но могли и действительно происходить от династии Комнинов и Палеологов (как сами утверждали). Поэтому небольшое княжество занимало видное политическое и экономическое место в Восточной Европе, и с его владыками «царской крови» желали породниться правители других стран. Мария Палеологиня, княжна Мангупская, была женой молдавского господаря Стефана III Великого, ее тетя Мария Готская состояла в браке с последним владыкой другого византийского осколка, Трапезундской империи, Давидом Великим Комнином.
Последние годы княжества Дорос
После шестимесячной осады в 1475 году турки захватили Мангуп — столицу княжества Феодоро. Последняя крепость в Крыму пала, большинство жителей города были перебиты, многие попали в плен. Османским войскам под командованием Гедик Ахмед-паши удалось захватить крепость только обманом. Оставив часть своих солдат в засаде, он приказал основным силам отойти. Увидев отступление турок, защитники города сделали вылазку, но сил оставшегося осадного гарнизона хватило, чтобы прорваться в ворота и занять крепость.
Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший в 1666 году Мангуп, в своих путевых заметках возвращается к этим событиям: «…а завоевал её [крепость Мангуп] Баязид-хан десницей Гедик Ахмед-паши, который семь раз ходил в поход на эту крепость, и на восьмой раз, положив семь тысяч янычар, взял её. Даже после того как Крымская страна была завоевана, эта крепость была в руках неверных семь лет. Гедик Ахмед-паша положил здесь столько воинов, что из-за этого сам пал от государева гнева …»
Почти все население города — 15 тысяч человек (по тем временам — город вполне приличных размеров) были или убиты, или угнаны в рабство.
На плато вокруг Мангупа при раскопках базилики, проводившихся археологом Н. И. Барминой, были обнаружены гробницы, буквально забитые скелетами, — до 17 в одной из них, причем многие черепа имели следы ударов тяжелым тупым орудием. У многих скелетов были отрублены верхние или нижние конечности. Захоронения обнаруживались в самых неожиданных местах. В качестве могил использовались выемки винодавилен (тарапанов), а иногда тела лишь немного присыпали землей и камнями.
Когда из бывших земель Феодоро был сформирован Мангупский кадылык, он еще долгое время оставался христианским. Дело в том, что после завоевания турки проявили мудрость и не стали добивать остатки поверженных врагов, избавляя себя от изнуряющей «партизанщины». Земли домена султана, на которых проживало христианское население, находились вне юрисдикции крымских ханов. Мусульманам даже было запрещено долгое время на них селиться. Языком местных христиан оставался готский, то есть германский диалект, о чем в письме от 1562 года упоминал австрийский дипломат Ожье Гислен де Бусбек. Письмо содержит список из 96 местных слов и фраз, а также записанную послом песню на готском языке.
В последующие века готов, конечно же, постепенно ассимилировали, и их следы в Крыму сегодня заметны только в белокурости и североевропейских чертах лица отдельных крымских татар и караимов. Историк Андрей Буровский пишет, что последние деревни готов еще существовали в Крыму даже в XVIII веке, но из-за какого-то конфликта их жители были перебиты татарами буквально накануне присоединения полуострова к России. Спастись удалось лишь одному подростку, уплывшему на лодке в море, — его подобрали русские моряки.
Мангуп-Кале
Хорошо сохранившиеся руины крепости столицы княжества Феодоро можно увидеть и сегодня. Твердыня выстроена на вершине горы Баба-даг, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250 метров, а над уровнем моря — на 583 метра. Место было выбрано не только из-за отвесных скал, но и потому что тут была вода — из земли били два источника.
Баба-даг и без крепостных стен крайне неудобна не то что для штурма, но и для простого подъема. Гора представляет собой отдельно-стоящее «столовое» плато, круто обрывающееся к югу. С северной стороны на нее взобраться хоть и сложно, но можно: там крутые обрывы имеют четыре протяженных выступа, разделенных пологими оврагами. Их жители перегородили мощными стенами с башнями и пропускали только гостей с мирными намерениями.
Первые укрепления на горе построили еще в V веке, когда готы только переселились в Крым, а уже в VI веке на плато возводится монументальная базилика. Так Мангуп (как его тогда называли — Дорос) становится центром Готской епархии в Крыму и даже на некоторое время Доросской митрополии, объединявшей христиан на огромных территориях — от Хазарского каганата до Северного Кавказа и Хорезма.
Но временем высшего расцвета Мангупа стал все-таки период княжества Феодоро. Именно с этой эпохи сохранились множественные искусственные пещеры-казематы, оборонительные стены, фундаменты базилик и руины цитадели на мысе Тешкли-бурун. Лучше всего сохранились сама цитадель и остатки оборонительных стен.
В самой большой пещере, называемой Барабан-коба, стоит колонна. Если ударить по ней, раздастся звук, напоминающий бой барабана. Предполагают, что здесь находилась тюрьма, в которой при турках томились знатные пленники, в том числе русские. Так, в Мангупе в 1569 году держали в заточении русского посла Афанасия Нагого с товарищами, а в 1572–1577 годах — Василия Грязного.
К сожалению, от самых величественных зданий Мангупа — дворца князей и величественного храма Святых Константина и Елены — остались лишь фундаменты, но по обрывам сохранились пещерные церкви и монастыри, кое-где возможно увидеть следы фресковой росписи.
Из Крыма — в Химки-Ховрино
Сейчас именно этим маршрутом — почти что в Химки-Ховрино (а точнее, в Шереметьево) летают из Крыма в Москву самолеты — всего два часа полета. В Средние века путь занимал много дней, иногда — целый месяц, на лошадях, по плохим дорогам, сквозь рогатки и засеки оборонительных линий. Но жители Феодоро преодолевали его, налаживая свои связи и с Московским государством.
Великий московский князь Иван III направлял в Крым послов, чтобы породниться с князьями Феодоро. Но судя по нынешней московской топонимике, наибольшую известность получила знатная семья Ховриных, позднее ставших московскими боярами и расколовшихся в XVI веке на два рода — Головиных и Третьяковых.
В конце XIV века предок Ховриных переселился из крымского города Судак в Москву. По одним данным, его звали Кузьма Коверя и он был всего лишь богатым купцом, по другим — это был аристократ Стефан Васильевич. Недоброжелатели говорили, что фамилия Ховрин происходит от древнерусского слова «ховра», то есть неопрятный, вероломный человек. Но им возражают, что Стефан Васильевич был не просто знатного, а даже царского рода, и потому Ховрин — это искаженное от византийской императорской династии Комнен. Мол, фамилия Комнен оказалась неблагозвучной для русской речи, и ее тут же переиначили на Комрин, а позднее — Ховрин.
В «Российской родословной книге», опубликованной в XIX веке князем Петром Долгоруковым, действительно упоминается князь Готии Степан (Стефан) Ховра, который был принят с честью князем Дмитрием Донским или его сыном князем Василием, получил подворье в Кремле, отмеченное на старинных картах города. В старости Стефан принял монашество под именем Симон, а сын его Григорий Ховра сыграл важную роль в основании Симонова монастыря.
Симонов монастырь
Но те, кто не верит родословным книгам, возражают, что записи о княжеском происхождении бояре Ховрины подделали, а изначально в русских летописях упоминается лишь купец Кузьма.
Но в любом случае по-византийски образованные, поднаторевшие в конкуренции с генуэзцами на Великом шелковом пути Ховрины смотрелись в тогда еще диковатой Московии выигрышно. Они стали своего рода министрами финансов — наследственными казначеями Московского княжества.
В 1585 году Ховриным были пожалованы земли на реке Лихоборке к северу от Москвы, и там возникло село, названное в честь боярина. Сегодня это уже окраина разросшегося мегаполиса, где проживают более 80 тысяч человек. Интересно, многие ли из них знают о связи названия своего района с византийскими не то торговцами, не то аристократами из Крыма?
Пещерный город Мангуп – один из самых удивительных уголков Крыма, в 1996 году занесенный в списки уникальных мировых исторических древностей ЮНЕСКО. К сожалению, к тому моменту, когда люди начали ценить это великое сокровище, вандалы успели сделать свое черное дело. Старинные росписи и мозаики утрачены, но даже в нынешнем состоянии Мангуп является неисчерпаемым источником новых открытий и находок.
Возвышающееся на 584-метровой высоте над уровнем моря плато привлекало внимание человека еще задолго до появления на нем крепости. Об этом свидетельствуют найденные археологами следы стоянок времен неолита. В III-IV веках на плато поселяются Скифо-сарматы. В VI веке здесь появляются первые укрепления.
С конца VII века хазарский каганат распространяет влияние на всю Юго-Западную Таврику. Неприступный Мангуп, как магнит, притягивает новых хозяев полуострова. Хазары предпринимают прямой захват города-крепости в 787-м году, что вызывает восстание местного населения. Повстанцам удалось не только изгнать хазар из крепости, но и захватить укрепленные горные проходы. В IX веке проводится восстановление оборонительной системы города. В X веке появляются первые упоминания о городе с названием Мангуп. А в период с XI до середины XIV веков источники называют его Феодоро.
В средневековье этот город являлся центром одноименного феодального государства. Крупное по тем временам христианское княжество занимало значительную часть юго-запада Таврики с портом Каламитой (Инкерман). Население его было разнородно и состояло из тавро-скифов, готов, аланов-сарматов. Расцвет княжества приходится на время княжения Алексея в 1420-1456-й годы. В этот период в городе Феодоро развернулось масштабное строительство: возводились укрепления, княжеский дворец, церкви. Возрастает и численность населения – до 200 тысяч жителей. Это весьма значительная цифра для Крыма того времени.
В какой-то момент Каламита сделалась опасным соперником Чембало, Судака и самой Кафы в сфере морской торговли. Сюда приходили суда из Византии и стран Средиземноморья. Генуэзцам такое положение дел не нравилось. Чтобы избавиться от конкуренции, они в 1434-м году направили войско из Кафы, которое сожгло Каламиту. Однако феодориты не пали духом. Они быстро отстроили порт, который еще долго оставался морскими воротами княжества вплоть до конца его существования.
Экономика Феодоро базировалась на сельском хозяйстве, и это не удивительно, ведь вокруг плодородные долины. Население занималось хлебопашеством, садоводством, огородничеством, виноградарством. В долинах также выращивали хлебные злаки: пшеницу, ячмень и просо. Крымские археологи часто находят каменные жернова от мелких ручных мельниц, так называемые зернотерки. В садах Феодоро обильно произрастали всевозможные плодовые деревья. Но особое место занимали грецкий орех, фундук и олива, из плодов которых извлекали масло. С тех пор повсюду в южных районах Крыма на местах средневековых поселений встречаются одичавшие потомки этих растений. Во время раскопок на Мангупе были также найдены кости крупного и мелкого рогатого скота.
Города и даже мелкие княжества Феодоро в XIV-XV веках отличались интенсивным развитием кузнечного и строительного дела.
На пике своего развития княжество Феодоро начало играть значительную роль в международной жизни всего региона. В 1474-м году великий князь Московский поручил послам вести переговоры о женитьбе сына на дочери князя феодоритов. Брак не состоялся из-за турецкого вторжения в Крым в 1475 году.
Только Мангуп оказал достойное сопротивление, ведь даже неприступная Кафа сдалась на шестой день осады. За полгода осады турки предприняли пять штурмов! И лишь на исходе трагического года им удалось ворваться в город. Главный удар пришелся на оборонительную стену, перекрывающую устье небольшой балки. Турецкие артиллеристы установили пушки на середине противоположного мыса. Для этого им пришлось проложить специальную подъездную дорогу, орудия весили по несколько тонн.
После обрушения внешних стен крепости последней защитой и оплотом гарнизона стала цитадель. Находясь в отчаянном положении осажденные, тем не менее, не собирались капитулировать. В результате, крепость была взята лишь при помощи обаманного маневра. Захватив Мангуп в декабре 1475-го года, турки в отместку за «неприветливую» встречу разорили его, устроив беспощадную бойню. Князь Александр был пленен и впоследствии казнен в Константинополе. Из его родных в живых остался лишь малолетний сын, который стал впоследствии родоначальником знатной турецкой семьи.
Захваченные земли княжества Феодоро были преобразованы в турецкий кадылык. Понимая стратегическое значение Мангупа, в крепости расположился гарнизон. Некоторые оборонительные сооружения и цитадель перестроили, приспособив их к использованию огнестрельного оружия. Но ни новая цитадель, ни пушки не помогли туркам, когда пришло время и им покинуть Мангуп. Крепость служила новым хозяевам до XVIII века. После присоединения Крыма к России с плато ушли последние жители в лице немногочисленной караимской общины. В начале 90-х годов XVIII века некогда процветающий город окончательно прекратил свое существование.
Монастырь и поселения просуществовали до конца XV-начала XVI вв., а затем после османского завоевания южного побережья Крыма в 1475 году приходят в упадок и исчезают. Ряд исследователей полагают, что основной причиной, заставившей людей покинуть Аю-Даг, явилось обезвоживание горы, начавшееся после землетрясения 1423 года.[19]
Источники:
- Карташёв А. В. Указ. соч. С. 575.
- Правила Вселенских соборов.
- Три слова в защиту иконопочитания.
- Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора.
- Определение святого великого и вселенского собора, второго в Никее. /Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии // Казань: Центральная типография, 1909. — Т. 7. — С. 284–285. — 332+iv с.
- прп. Феофана Исповедника / «Хронография» Летопись Феофана Исповедника / тип.М.Каткова 1884 г.
- Дабахов И.А. / Метеоритный поток, как причина локального наводнения. /
- ГЕОРГИЙ АМАРТОЛ / «Хроники» от Адама до 842 г. (Georg. Mon. Chron.)/
- «О Льве Армянине», относится к 811-820 гг. и описывает царствования императоров Михаила I Рангаве и Льва V Армянина (De Leone Armenio (e cod. Paris. gr. 1711) / Ed. I. Bekker. Bonn, 1842. P. 335-362; испр. изд.: Browning R. Notes on the «Scriptor Incertus de Leone Armenio» // Byz. 1965. Vol. 35. P. 391-406; новое изд.: Scriptor Incertus: Testo crit., trad. e not. / Ed. Fr. Iadevaia. Messina, 1987).
- Фадеева Т. М. / Тайны горного Крыма /
- Домбровский О. И. Столбунов А. А., Баранов И. А. Аю-Даг — «святая» гора, Симферополь: Таврия, 1975, с. 60
- Лысенко А. В., Тесленко И. Б. Античные и средневековые памятники горы Аю-Даг//Алуштинский регион с древнейших времен до наших дней, Киев: Стилос, 2002., с. 63, 85
- Никитский А. Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готфии//ЗООИД, 1883, № 13
- Преподобный Феофан Сигрианский / Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта /
- Лебединский В. И., Партенитская долина от моря до гор, Симферополь, 1999.
- Ледоставы Черного моря
* — Датировка кометного ледостава в некоторых источниках варьируется 746г н.э. по данным перевода летописи или 762 г. н.э. по другим источникам.